Сайт воспитателя МБДОУ №18 "Колосок" ст.Терновской

Перец Ирины Юрьевны

Методическая копилка

 

 

  Разноцветные физкультминутки  ссылка

Игры, направленные на развитие звукопроизносительной стороны речи и фонематического восприятия.  Ссылка

 

 

Игры для развития мелкой моторики
1. Упражнение с пипеткой
 
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашенную воду пипеткой.

2. Упражнение с пинцетом



В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.

3. Сортировка мелких предметов



Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.
4. Помпоны и пинцет



Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочки для льда.

5. Помпоны и щипцы



Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.
6. Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.

7. Коробочка с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.
8. Болты и гайки
Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.
9. Упражнение с дыроколом

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.

10. Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
11. Бусы
Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.

12. Рисунок из фасоли

На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.

 

Памятка воспитателю по работе над составлением рассказа по картинке

 

1. В рассказе должно быть отражено настоящее, представленное на картинке, предшествующее и последующее — в их причинном и логическом взаимоотношении.

2. Картинка, намеченная для работы, должна быть вывешена заблаговременно.

3. Картинка должна соответствовать графическим и эстетическим нормам.

4. Содержание картинки должно соответствовать уровню развития детей и постепенно усложняться.

5. При работе с картинкой следует четко определить главное и второстепенное.

6. При планировании и проведении работы следует использовать весь потенциал картинки (познавательный, нравственный, эмоциональный).

7. Образец рассказа и требования к детям должны соответствовать уровню их развития.

8. Работу над составлением рассказа всегда надо начинать с подготовки (уточнение знаний, накопление словаря, уточнение грамматики).

9. Не следует подменять составление рассказа детьми заучиванием образца воспитателя.

10. Дети рассказывают поочередно.

11. Нельзя прерывать рассказчика. Все замечания делаются по окончании ответа.

12. Опрос детей следует проводить с учетом их индивидуальных особенностей.

13. В зависимости от сложности картинки следует использовать разные формы составления рассказа: по цепочке, образцу, плану.

 

 

  

Памятка для педагогов

«Развиваем речь с помощью скороговорок».

Чем полезны скороговорки?

  

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. 

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. 

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.

Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Итак, проделывайте все пошагово:

v Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится. 

v После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

v Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

v Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. 

 v Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

Пусть наши дети говорят красиво! Пусть они вырастут успешными! Пусть совместные занятия принесут нам не только пользу, но и удовольствие!

 

 

 

 

Сообщение из опыта работы 

«Организация работы воспитателя с родителями детей с нарушениями  речи»

 

Одним из направлений коррекционно – воспитательной работы с детьми является работа учителя – логопеда с родителями. Сотрудничество воспитателя с семьёй является необходимым условием успешного обучающего   воздействия на ребёнка.

Проблема содружества детского сада и семьи не нова. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей с существует определённая дисгармония. 

Наилучшие результаты полноценного развития дошкольников отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно. Комплексный подход к  преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, во время ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома и т. д.)

Целью моей работы с семьёй является оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка; помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду; создать условия для активного участия родителей в воспитании  и обучении ребёнка.

Главной моей задачей при взаимодействии с семьёй ребёнка является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

В основе моей работы с родителями выработаны наиболее эффективные формы организации коррекционно – педагогического процесса и сотрудничества с семьёй:

1. Коллективные формы взаимодействия.

2. Индивидуальные формы работы с семьёй.

3. Формы наглядно-информационного обеспечения.

Так, родительские собрания предполагают информирование родителей о задачах и содержании коррекционно – образовательной работы, а именно: решение организационных вопросов, обмен опытом семейного воспитания; сообщение о формах и содержании коррекционной работы в семье, решение текущих организационных вопросов, моё сообщение о результатах диагностики, продвижении детей.

Я систематически встречаюсь с родителями, информирую их об успехах и трудностях в работе с детьми, раскрываю основные пути дальнейшего коррекционного обучения.

Приглашаю на занятия тех родителей, с которыми во время работы возникли затруднения. Знакомлю их с основными приёмами постановки звуков, артикуляционной гимнастикой, объясняю выполнение заданий, показываю те или иные игровые приёмы, используемые в работе с детьми. Информирую родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения. Индивидуальные беседы и консультации побуждают к обмену мнениями, способствуют установлению взаимопонимания, дают родителям полезные сведения и вооружают их практическими рекомендациями.

Продуктивным методом работы с родителями является ведение индивидуальных тетрадей для домашних заданий. Мне целесообразно фиксировать необходимые задания и рекомендации как упражнять  артикуляционный аппарат, готовить руку к письму и различные игровые упражнения по преодолению речевого дефекта.

Продуктивно использовать буклеты и памятки для родителей, которые содержат хорошо структуированный короткий текст – напоминание, эстетически оформленные.

Целесообразно организовывать выставки детских работ, вызывая тем самым ситуацию общения родителей со всеми детьми группы для активизации речи. Родителям уместно задавать вопросы, похвалить детей. В результате у детей будет просыпаться интерес к общению со взрослым человеком, стремление показать себя с лучшей стороны, появится контроль над собственной речью.

Хочу отметить, что данная модель взаимодействия с родителями будет способствовать усвоению детьми пройденного материала, повышению интереса занятий, будет повышаться уровень психического и речевого развития детей, активность, компетентность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Формы организации занятий с детьми и их близкими могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно – педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от того насколько правильно будут построены отношения между логопедом и родителями. Значит, очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка.

 

 Консультация  

           «О пользе дыхательной гимнастики» 

                                                                                         

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При  нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, т.к. дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом . Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены  говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием.  Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания являются:

1 вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох, используя специальные игровые упр-я; 

2 путем подражания речи взрослого, воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

Уважаемые воспитатели!

Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребёнку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребёнка игровых упражнений:

- дутьё через соломку в стакан с водой;

- надувание воздушных шаров; 

- дутьё на разноцветные вертушки;

- игра на духовых, музыкальных инструментах, например , дудочке;

- пускание мыльных пузырей;

- дутьё на одуванчики весной.

При всех этих забавах ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот. Можно сделать игры для развития выдоха и своими руками:

Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведёте ребёнка к осознания акта дыхания. Давайте ему маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать:

а) вдох и выдох через нос 

б) вдох и выдох через рот

в) вдох через нос, вдох через рот

г) вдох через рот, выдох через нос.

Такую игру мы называем «Осенний туман».

А ещё интересно  «тянуть» гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и сочетания из гласных: АО, УЭ, ИЫ, АЭУ, УОА и другие. Только не забывайте напоминать ребёнку, сделать вдох носом и начинать «пение» на выдохе. Следите чтобы ребёнок не раздувал  крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи.           

  

Пальчиковые игры  

           Давно уже известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук стимулирует развитие речи. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, рисование, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п. Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей. Предложенные игры сначала можно использовать как самостоятельные, а затем включать в пальчиковые развлечения.

 

Тема «Фрукты»

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун, дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы,

(мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины,

(средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины,

(указательные пальцы)

Но купили мы арбуз — 

(большие пальцы)

Это самый вкусный груз.

(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх) 

 

Театр пальчиков и языка

Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.

Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

Яблоки кислые.

Махнуть рукой «эх». Сморщиться и слегка высунуть язык.

Яблоки соберем в корзины.

Пальцы рук переплести «корзинкой». Скругленные концы языка загнуть «чашечкой».

Дома сварим из яблок варенье.

Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

 

Пальчиковая игра «Варим мы компот»

Используется пособие «Клавиатура» (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха: Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много.  

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. 

 

Тема «Грибы»

Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками

На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца

Правая рука:

Вылезли на кочке

(мизинец)

Мелкие грибочки:

(безымянный палец)

Грузди и свинушки,

(средний палец)

Рыжики, волнушки.

(указательный палец)

Даже маленький пенек

(большой палец)

Левая рука:

Удивленья скрыть не мог.

(растирают большой палец)

Выросли опята,

(указательный палец)

Скользкие маслята,

(средний палец)

Бледные поганки,

(безымянный палец)

Встали на полянке.

(мизинец) 

 

Театр пальчиков и языка

Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

На опушке — большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.

Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.

Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много).

Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).

У других грибов ножки тонкие.

Указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять (поганок очень много).

Дерево растет.

Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.

Грибы растут.

Руки.  Язык то присосать к нёбу, то прогнуть «чашечкой».

Соберем грибы в корзины.

Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык — «чашечкой».

Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Язык плавно двигать вперед-назад.

Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

 

Игра «Хоровод»

Используется подставка под горячее с клеточками. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стихо-творение, делая по шагу.И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы

стоят.

(Грибы.) 

Рисование (пальчиками, пуговицами)

 

Тема «Овощи»

Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.Левая рука:

Вырос у нас чесночок,

(Дети разминают указательный палец)

Перец, томат, кабачок,

(средний палец)

Тыква, капуста, картошка,

(безымянный палец)

Лук и немного горошка.

(мизинец)

Правая рука:

Овощи мы собирали.

(разминают мизинец)

Ими друзей угощали,

(безымянный палец)

Квасили, ели, солили,

(средний палец)

С дачи домой увозили.

(указательный палец)

Прощай же на год,

Наш друг-огород. 

 

Театр пальчиков и языка

Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Подошли к огороду.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.

На опушке леса растут помидоры.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.

Помидоры соберем в корзину.

Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык — «чашечкой».

 

Пальчиковая игра «У Лариски две редиски»

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги («подушечки») от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения: У Лариски — две редиски,

У Алешки — две картошки,

А у Вовки — две морковки,

А у Петьки — две редьки. 

 

Игра «Капуста»

Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками на клавиатуру (пуговицы), сопровождая произнесение стиха:

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту жмем-жмем. 

 

Тема «Ягоды»

Самомассаж рук.

Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех. 

 

Театр пальчиков и языка  

Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.

На полянке растет малина.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх. Язык вынуть и напряженно тянуть к носу.

Собираем малину в корзину.

Переплести пальцы «корзиной». Язык — «чашечкой».

Дома сварим из малины варенье.

Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавное движение широким языком вперед-назад.

Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытягивать язык вперед и убирать назад.

Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

 

Игра «В лес идем мы погулять»

Лес — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.Раз, два, три, четыре, пять.

В лес идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

 

Театр пальчиков и языка

(сопряженная гимнастика)

Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.

На опушке большое-большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.

Вот крона дерева.

Пальцы чуть согнуть. Язык — «чашечкой».

На дереве дупло. В нем живет белка. Она то выглядывает из дупла, то прячется.

Руки соединить ребрами ладоней «чашечкой». Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык «чашечкой» двигать вверх-вниз и попеременно в стороны или убирать за зубы.

 

 

 

Игра «В зоопарке»

Используется решетка для раковины, мыльница (плоская) с шипами. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеткам на каждый ударный слог стиха делать шаг.

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд — 

Медвежат, волчат, бобрят. 

 

«Загадки»

Универсальное панно (авторское) и мяч-прыгун. Дети, прокатывая мяч по дорожкам панно пальцами правой (левой) руки, сопровождают игру загадками.

Лесом катится клубок, У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

(Еж.)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимою спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь.)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

У косого нет берлоги,

От врагов спасают ноги.

Не нужна ему нора,

А от голода — кора.

(Заяц.) 

 

Тема «Семья»

Самомассаж пальчиков, массаж «четками» — перебирание бус («четок»), считать количество бус (в прямом и обратном порядке).

воздушными шарами-«шалунами» (наполнители — соль, мука, рис, мелкие камушки) массировать пальчики, приговаривая:

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть

И у сына есть,

И у дочки есть,

Чтобы его узнать — 

Надо вслух назвать. (Имя.) 

 

Игра «Кто живет в моей квартире»

Квартира — решетка для раковины или подставка под горячее (с клеточками). «Ходить» указательным и средним пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делать шаг. Можно «ходить» в любом направлении одной, другой, обеими руками.

Раз, два, три, четыре.

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре,

пять — 

Всех могу пересчиать:

Папа, мама, брат, сестра,

Бабушка, дедушка и я — 

Вот и вся моя семья. 

 

Игра «Пальчик-мальчик»

Две пробки от пластиковых бутылок положить резьбой вверх или взять две большие пуговицы с углублением. На них поставить указательный и средний пальцы. Двигаться, делая шаг на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки).Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел. 

 

Игра «Моя семья»

Используются «забавные узелки» на веревке (12 шт.). Перебирать узелки пальцами, на каждый узелок называть членов своей семьи.Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья. 

 

Игра «Поиграем в пальчики»

Бельевой прищепкой (проверить, чтобы не была слишком тугой) поочередно «кусать» ногтевые фаланги («подушечки») на ударные слоги стиха от большого пальца к указательному, среднему, безымянному, к мизинцу правой руки, затем левой.

Большаку дрова рубить,

А тебе воды носить,

А тебе печь топить,

А тебе тесто месить,

А малышке песни петь.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

 

Театрализованная деятельность: «Федорино горе» по произведению

К. Чуковского

Тема: «Нравственное воспитание детей, посредством театрализованной деятельности, с использованием художественной литературы».

Цель: воспитание коллективизма, взаимного уважения, заботы и любви к делу. Формировать положительные эмоциональные отношения к окружающему миру, выразительность речи, мимику, жесты, проявлять любые эмоции. Продолжать учить детей эмоционально и активно воспринимать произведение. Сплотить детей, акцентировать их внимание на нравственную сторону явлений окружающей среды, к аккуратности, повысить уверенность в себе.

Инсценирование сказки детьми старшей группы компенсирующей направленности К. Чуковского «Федорино горе»

Роли исполняют дети:

Федора – Аня

Коты –  Кирилл

Коза – Настя

Курица – Лена

Сито – Кирилл

Корыто – Артем

Лопата – Данил

Метла – Соня

Топоры – Никита

Кочерга – Дима

Ножи – Артем

Кастрюля – Аня

Утюги – Настя

Чайник и Кофейник – Кирилл

Блюдца – Данил

Стакан, Чашка – Лена

Медный таз – Кирилл

Стол – Никита

Самовар – Артем

Действия в тексте читает Перец И.Ю., прямую речь – дети по ролям.

Материалы:

В центре группы зеленый коврик, напоминает о лужайке. На одном конце коврика стоит пенёк, подсолнухи, цветы, травка для козы и курочки, на другом конце – дерево. Справа от коврика – дом Федоры, где сидят дети на стульчиках, одетые в шапочки посуды. Детские стулья стоят полукругом, напоминая стены дома. Есть дверь и окно. От двери направлением на улицу стоит забор.

Использована классическая музыка Бетховена.

К.Чуковский «Федорино горе»

Герои сказки выбегают из дома друг за другом, на лужайку.

 (сито) – Скачет сито по полям,

 (корыто) – А корыто по лугам.

 (лопата)  (с детской лопаткой) – За лопатою метла

 (метла) (с метлой) – Вдоль по улице пошла.

 (коза) и  (курица) находятся возле травки.

(топоры) – Топоры – то, топоры так и сыплются с горы.

И.Ю.– Испугалася коза, растопырила глаза:

 (коза) – Что такое? Почему? Ничего я не пойму.

 (кочерга) – Но, как чёрная железная нога побежала, поскакала кочерга.

И.Ю.– И помчалися по улице ножи:

 (ножи) (картонные ножи на поясе закреплены). – Эй, держи, держи, держи, держи, держи! (Бежит вприпрыжку):

 (утюги) с игрушечными утюгами

И.Ю. – И кастрюля на бегу закричала утюгу:

 (кастрюля) (в шапочке кастрюли): - Я бегу, бегу, бегу! Удержаться не могу!

И.Ю. – Утюги бегут покрякивают, через лужи перескакивают.

 (чайник и кофейник) – Вот и чайник за кофейником бежит... Тараторит,  в тараторит, дребезжит. (Кофейник у Максима в руке, а шапочка чайника – на голове).

За Максимом спешит  (блюдца) – А за ними блюдца, блюдца дзинь – ля – ля! Дзинь- ля –ля! Вдоль по улице несутся дзинь –ля – ля! Дзинь – ля – ля!

(В этот момент  (блюдца), т.е. догоняет  (утюги) и приседают на коврике)

- На стаканы – дзынь – натыкаются,

- И стаканы – дзынь –разбиваются!

 (ножи) – А за мною вилки, рюмки, да бутылки,

                                  Чашки, да ложки скачут по дорожке.

Догоняют оставшиеся персонажи: медный таз (Кирилл), чашки (Марина).

 (стол) переваливаясь, выходит из окна, держась за его плечики, идёт  (самовар).

И.Ю. – Из окошка вывалился стол – и пошёл, пошёл, пошёл, пошёл.

 (стол) – Уходите! Бегите! Спасайтесь!

И.Ю. – А на нём, а на нём, как на лошади верхом самоварище сидит и товарищам кричит:

 (самовар) – Спасайтеся! И в железную трубу: - Бу-бу бу! Бу-бу-бу!

 (Федора) выходит в недоумении, садится на пенёк и плачет…

И.Ю. – А за ними вдоль забора скачет бабушка Федора.

 (Федора) – Ой-ой-ой! Воротитеся домой! (Машет руками).

И.Ю. – Но ответило корыто:

 (корыто) – На Федору я сердито!

И.Ю. – И сказала кочерга:

 (кочерга), топнув ногой: - Я Федоре не слуга!

И.Ю. – А фарфоровые блюдца над Федорою смеются:

 (блюдца) – Никогда, мы никогда не воротимся сюда!

(Все дети садятся на коврик по-турецки).

И.Ю. – Тут Федорины коты расфуфырили хвосты.

            Побежали во всю прыть, чтоб посуду воротить!

 (коты):

 Эй вы, глупые тарелки,

                  Что вы скачите, как белки?

                   Вам ли бегать за воротами,

                   С воробьями желторотыми?

 Вы в канаву упадёте,

                   Вы утонете в болоте,

                   Не ходите, погодите,

                   Воротитеся домой.

 (курица) – Но тарелки вьются, вьются, а Федоре не даются.

Девочки встают и выполняют «фонарики», поворачиваясь налево-направо.

 (блюдца) – Лучше в поле пропадём, а к Федоре не пойдём!

 (курица) бежит по кругу и обращается к посуде:

И.Ю – Мимо курица бежала и посуду увидала. (Машет руками «крыльями»).

 (курица) – Куд –куда! Куд-куда! Вы откуда и куда?

Герои все вместе отвечают: - Было нам у бабы худо!

                                                   Не любила нас она.

                                                   Била, била нас она,

                                                 Запылила, закоптила,

                                                  Загубила нас она.

 (курица) – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Жить вам было нелегко!

 (медный таз) – Да, промолвил медный таз,

                                           Поглядите-ка на нас:

                                            Мы поломаны, побиты,

                                            Мы помоями облиты.

 (ножи) – Загляните-ка ты в кадушку-

                                  И увидишь там лягушку.

                                  Загляни-ка ты в ушат-

                                   Тараканы там кишат…

 (метла) – От того-то мы от бабы убежали как жабы

 (кочерга) – И гуляем по полям, по болотам, по лугам,

Все вместе: - А к неряхе-замарахе не воротимся!

И.Ю. – И они побежали лесочком,

            Поскакали по пням, да по кочкам.

(Дети встают и начинают медленно шагать).

 (чашка) – Села бы баба за стол, да стол за ворота ушёл.

                                  Сварила бы баба щи, да кастрюлю поди поищи!

                                  А бедная баба одна, и плачет она.

 (чайник) – И чашки ушли и стаканы,

                                    Остались одни тараканы.

И.Ю. – А посуда вперёд и вперёд по полям, по болотам  идёт…

Дети продолжают идти друг за другом. Федора расправляет руки в стороны, платок опускается на плечи.

И.Ю. – Чайник шепнул утюгу:

 (чайник и кофейник) – Я больше идти не могу.

 (блюдца) – И заплакали блюдца: Не лучше ль вернуться?

(корыто) – И зарыдало корыто: Увы, я разбито, разбито!

 (блюдце) – Но блюдо сказало: Гляди, кто это там позади?

(Все дети оборачиваются и видят, что идёт Федора, свернувшись в платок).

И.Ю.–И видят: за ними, из тёмного бора идёт, ковыляет Федора. Но чудо случилось с ней. Стала Федора добрей! Тихо за ними идёт и тихую песню поёт. (Федора улыбается).

 (Федора) – Ой, вы бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои! (Все дети вновь садятся на коврик для отдыха). – Вы подите-ка, немытые домой. Я умою вас водою ключевой. И вы будете опять, словно солнышко сиять. А поганых тараканов я повыведу. Прусаков и пауков я повымету! Я почищу вас песочком, окочу вас кипяточком.

 (чашка) – И сказала чашка: Ах, она бедняжка!

 (блюдца) – И сказали блюдца: Надо бы вернуться.

 (утюги) – И сказали утюги: Мы Федоре не враги!

И.Ю.– Долго, долго целовала их она, поливала, умывала, полоскала их она.

 (Федора) – Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду и любить, и уважать.

 (кастрюля) – Засмеялися кастрюли, самовару подмигнули.

                                        Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!

(Мелодия звучит, дети выполняют движение «Пружинка»).

И.Ю. – Полетели, зазвенели, да к Федоре прямо в печь! (Дети возвращаются «в дом – на стульчики). Стали жарить, (дети дуют…), стали печь (дети ладошками «пекут пироги»…)

Все вместе – Будут, будут у Федоры и блины, и пироги!

 (метла) – А метла-то, а метла-весела,

                            Зазвенела, заиграла, замела.

                            Ни пылинки у Федоры не оставила.

 (метла) кружиться, пританцовывая вокруг столика с  метлой под лёгкую мелодию…

Звучит музыка Путасова «Большая Черепаха». Все дети встают, выполняют движение «притоп», меняя на «ковырялочку».

Все вместе – И обрадовались блюдца:

                        Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

                        И танцуют, и смеются:

                        Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

                        А на белой салфеточке

                        Самовар стоит, словно жар горит.

                         И пыхтит, и на бабу поглядывает.

 (самовар) подходит к Федоре, поглаживает её и говорит:

                         Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю!

                         Кушай, кушай, Федора Егоровна!

И.Ю. – На этом наше представление закончилось.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 29.01.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»