Все мы знаем, что дети очень любят смотреть мультфильмы по телевизору. Мультипликация, или анимация, — это вид современного искусства, который обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей старшего дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями. Анимация — технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения; наиболее популярная форма — мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений. Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, является сложным процессом воздействия на личность ребенка, с особой силой воздействует на его воображение. При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста. Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который предписывает развитие дошкольника в пяти образовательных областях, данная деятельность позволяет решать задачи:
? речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма — развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
? познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников);
? художественно-эстетического развития (восприятие художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);
? социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта — мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);
? физического развитие(развитие мелкой моторики рук).
В последние годы возник определённый вакуум в качественной отечественной мультпродукции для детей и молодежи, а современное телевизионное пространство заполонили низкопробные западные мультфильмы: или пошлые, или пропагандирующие агрессию, злость и аморальное поведение, рассчитанные в основном уже на школьников и взрослых. С сожалением приходится признать тот факт, что эти мультфильмы оказывают разрушительное действие на ребенка. Несомненно, существует ответственность взрослых, от которых зависит «мультрацион» детей. Но если в раннем детстве можно контролировать качество мультфильмов, которые смотрит ребенок, то в дальнейшем нам не удается полностью оградить ребенка от воздействия СМИ. Поэтому возникает необходимость противопоставить обрушившемуся на детей потоку информации, сформировать у них «внутренний фильтр»: эстетический вкус, зрительную культуру, чувство прекрасного. Прежде чем требовать от ребенка сделать осознанный выбор в пользу настоящих произведений искусства, необходимо научить его понимать сюжет мультфильма, различать изобразительные средства, которыми он передается, воспринимать юмор и красоту созданных образов. Проработав достаточное количество литературы, нами совместно с детьми, был разработан проект для старшего дошкольного возраста «Мультфильм своими руками», так как мультипликация является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка. Теперь, благодаря новым технологиям и современному оснащению детского сада, дошкольники из пассивных потребителей мультпродукции, становятся активными участниками создания мультфильма, т. е. пробуют себя в новом качестве. Осваивая и используя навыки лепки, рисования, аппликации, конструирования, дети изготавливают персонажей и декорации для съёмки собственных мультфильмов; знакомятся с устройством фото и видео техники; придумывают сценарии; непосредственно участвуют в съемочном процессе; озвучивают своих героев — происходит сотворчество взрослого и ребёнка. Возможно в будущем, выступив в роли создателей мультфильмов, они по иному подойдут к выбору и оценке мультика.
Тип проекта: среднесрочный (5 недели) групповой совместный детско-родительский творческий практико-ориентировочный проект с вариативным результатом.
Участники проекта: воспитатель группы, дети, родители.
Цель: раскрыть секреты создания мультфильмов. Создать мультфильм своими руками.
Гипотеза: мы предположили, что если мы раскроем секреты создания мультфильмов, то сможем сами создать свой мультфильм.
Задачи:
Образовательные: ? Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации. ? Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов. ? Расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер. Развивающие: ? Развивать творческое мышление и воображение. ? Формировать художественные навыки и умения. ? Формировать навыки связной речи.
Воспитывающие: ? Воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма. ? Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве. ? Прививать ответственное отношение к своей работе.
Предполагаемый результат: Создание мультфильма в технике пластилиновая анимация; Создание творческой выставки рисунков «Мой любимый герой мультфильма» (совместно с родителями); Совершенствования навыка общения; Развитие творческого потенциала.
Предварительная работа:
? познакомить с мультипликацией и историей её возникновения;
? познакомить с профессиями людей, которые участвуют в создании мультфильмов (сценарист, режиссёр-мультипликатор, (аниматор), художник, оператор, актёр, композитор, продюсер);
? познакомить с различными видами мультипликации: рисованные, пластилиновые, кукольные;
? рассказать о правилах пользования аппаратуры и об основных этапах создания мультфильма.
Этапы работы.
I этап:
? Выбор темы.
? Постановка цели.
? Выдвижение гипотезы исследования.
? Поиск материала по мультипликации.
? Изучение истории возникновения мультипликации.
? Виды мультфильмов.
? Изучение процесса создания мультфильма.
? Разработка алгоритма работы над мультфильмом.
? Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования.
II этап:
? Создание творческой группы родителей, заинтересованных данной темой.
? Погружение в произведение.
? Раскадровка.
? Разработка и создание персонажей и декораций.
? Оживление персонажей.
? Обыгрывание сюжета.
? Съемка мультфильма.
? Монтаж отснятого материала на компьютере.
? Озвучивание (распределение ролей).
III этап:
? Итоговое занятие на тему «Премьера мультфильма».
? Родительское собрание на тему «Дети и мультипликация».
? Презентация проекта. Участие детей в проекте «Мультфильм своими руками» это стимул для выполнения операций по освоению навыков в художественном творчестве.
Высокий уровень заинтересованности поддерживается благодаря соблюдению ряда принципов:
? сохранение атмосферы радости, творчества, доверия, взаимопомощи;
? обеспечение участникам проекта возможности реализовать свои объективные потребности в общении, самовыражении, самоутверждении и самопознании, получить удовлетворение от совместной работы и порадоваться её результатам;
? использование на занятиях и дома широкого спектра видов деятельности, выделение при подведении итогов (занятия, месяца, проекта, конкурсов) множества номинаций, отражающих разные направления личностного становления, роста мастерства; это обеспечит возможность быть успешными в чём — либо всем участникам проекта;
? основной упор делается не на достижение быстрых результатов, а на развитие интереса к предлагаемым видам деятельности, развитие общеучебных навыков, рефлексивной сферы, поиск детьми собственных путей совершенствования в творчестве, коммуникациях;
? принципы оценки результатов обсуждаются заранее, ребята оценивают свою работу самостоятельно, чаще всего в сравнении со своими вчерашними результатами; обсуждается не только практический результат, но и степень участия в общей работе, конструктивность и продуктивность взаимодействия; особо ценятся творческий подход и оригинальность идей;
? проект «Мультфильм своими руками» предполагает постепенный рост степени самостоятельности детей во всех видах деятельности; соблюдение порядка формирования навыков, обеспечивающих ребёнку возможность самостоятельно действовать на каждом этапе работы.
Приобщаясь к мультипликации, дети приобретают ни с чем несравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, знакомятся с различными для них видами творчества (литература, театр, изобразительная деятельность, пластика, прикладное искусство, технология обработки различных материалов, музыка, видеосъемка и видеомонтаж). Работая вместе со взрослыми и сверстниками над созданием мультфильма, ребята осмысливают различные явления нашей жизни, учатся решать проблемы общения, делают нравственный выбор. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ — ресурсов у обучающихся будут формироваться универсальные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в школе. И в завершении хотелось отметить, что проект «Мультфильм своими руками» — предоставил каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развить творческие способности, формировать коммуникативные навыки. Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, секреты создания мультфильмов, старшего дошкольного возраста, создания мультфильма, личность ребенка, процессе создания мультфильма, участниками создания мультфильма, ходе озвучивания мультфильма, детей старшего дошкольного, детей дошкольного возраста, саду просмотр мультфильмов, Создание мультфильма, декораций мультфильма, съёмки собственных мультфильмов, роли создателей мультфильмов, созданием мультфильма, конструктивная деятельность детей, сюжет мультфильма, дошкольников устойчивый интерес, старших дошкольников произвольного.